Из тьмы веков
Убийцы во имя Аллаха

Сообщения о террористах-камикадзе не сходят с первых строк экстренных выпусков новостей. Шахиды, убийцы-смертники, самоубийцы во имя веры, зомбированные исполнители чужих приказов... Неужели именно мусульманству присущ особый фанатизм? Чтобы понять ответ на этот вопрос, придется обратиться к истории.


На границе Ирана (тогда он именовался Персией) и Ирака возвышалась скала Аламут с замком на вершине. Принадлежала эта крепость какому-то местному правителю, который не оставил о себе памяти. Крепость слыла неприступной, и владыка чувствовал себя в ней недосягаемым. Но, видимо, неприступных мест, скал и крепостей на земле не бывает: рано или поздно ими овладевают. Так и Аламут вскоре захватил другой предводитель, вписавший эту крепость в историю на многие века. Наводящую ужас известность этот предводитель получил под прозвищем Старец Горы. Настоящее же его имя было Хасан ибн Саббах. Именно он захватил крепость в 1087 году и сделал ее своей резиденцией. Нет, он не стал губить в бессмысленном штурме замка преданные войска, а предложил губернатору провинции 3000 золотых за участок земли, который накроет шкура быка. Получив согласие от жадного губернатора, Хасан велел разрезать шкуру на очень узенькие полоски и, составив из них длинную тесьму, опоясал ею всю крепость Аламут. После этого Хасан и стал хозяином «Гнезда орла» - так переводится название Аламут.

Он переименовал замок, дав ему новое название - «Дом богатства». Здесь и была создана секта так называемых ассасинов (от арабского слова «хашишиюн», что означает «курящие гашиш», в греческом варианте - «ассасин»). Своих последователей Хасан разделил на «искателей» и «самопожертвователей» (теперь бы их назвали «камикадзе») - фидави (что в переводе и означает «жертвующие собой во имя веры»). 

Эти последние и были исполнителями заказных убийств. Жертвы выбирались Хасаном по договоренности с заказчиком за большие деньги. Кроме того, убийства практиковались с расчетом того, чтобы внушить коронованным особам страх и обеспечить ассасинам абсолютную тайную власть в мусульманском, да и в остальном мире. Жертвами становились и самые могущественные, хорошо охраняемые особы. Ассасины убили трех халифов, шесть визирей, несколько десятков наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц, двух европейских государей. Убийцы в белых одеждах с красными поясами, настигавшие своих жертв в самых неприступных крепостях и окруженных самой надежной стражей, наводили смертельный ужас на крестоносцев. 

На выполнение «заказа» уходили недели и месяцы. Так, чтобы добраться до всемогущего государя Иерусалимского королевства Конрада, маркиза Монферратского двое убийц приняли христианство и долго выжидали удобного случая. Во время церковной службы они внезапно набросились на короля и нанесли ему несколько ран. Один из нападавших был убит охраной, другой скрылся, но, узнав, что короля унесли еще живого, он сумел проникнуть в королевскую опочивальню и там завершил дело. 

Каким образом Хасан добивался своих кровавых целей? Понятно, можно найти фанатичных одиночек, но феноменальная преданность и самопожертвование всех ассасинов удивляла и ужасала. Чтобы вера была не умозрительной, Хасан при жизни отправлял избранных воинов в... рай. О том, как это делалось, писал знаменитый путешественник Марко Поло, которому довелось посетить «Гнездо орла», когда Старцем Горы был один из преемников Хасана Алодин.

Во многом разгадка крылась в самом названии секты - «курящие гашиш». Да и в «обустроенном» месте в долине Мулеба, у скалы Аламут. Здесь не только располагался недоступный посторонним замок Старца Горы. В долине находились прекрасные сады с изумительными цветами и плодовыми деревьями, фонтанами, освежающими прудами, беседками для отдыха и павильончиками. В центре стоял роскошный дворец, разукрашенный золотом. Из родников у стен дворца текли вино, молоко и мед. И везде можно было встретить очаровательных женщин неописуемой красоты, которые умели играть на музыкальных инструментах, великолепно пели и грациозно танцевали. 

Очумелого от гашиша, доведенного до обморока ассасина доставляли в эти сады. Придя в сознание, «избранник» мог убедиться, что он попал в рай. Его ожидает золотой дворец, реки вина, вкуснейшие яства и наслаждения с красавицами-гуриями. Сомнений, что это сады Эдема, не оставалось. А в довершение идиллии - дополнительные порции гашиша. Опять до умопомрачения. В таком виде ассасин возвращался в реальный мир. 

После однодневной экскурсии в рай «избранник» оказывался перед самим Старцем Горы, и тот его вопрошал: «Храбрый мой брат, где ты пропадал все это время?» И «брат» отвечал: «Я был в раю по вашей великой милости». Присутствовавшие при этом приближенные Хасана слушали с изумлением и завистью рассказ об испытанном блаженстве и райском наслаждении. И тогда Старец изрекал: «Пророк не зря говорил, что каждый, кто защищает своего владыку, попадает в рай. Тебя ждет вечное блаженство, если ты будешь выполнять все заповеди и все мои приказы». Так достигалось бездумное повиновение.

Остальные молодые люди завидовали счастливцам, и все вместе искренне желали поскорее отдать за великое дело Старца Горы свою жизнь, чтобы поскорее попасть в рай. Некоторые из особо нетерпеливых учеников кончали жизнь самоубийством. Но это Хасан осуждал, называя тех людей отступниками: лишь жертвенная смерть, принятая по его приказу, приведет фидави в рай. Когда требовался очередной убийца, вызывали фанатика, побывавшего в садах наслаждений. Ему обещали повторение райских блаженств после того, как он самоотверженно выполнит поручение. 

Писатель и историк Абдель Рахман из Дамаска в своем труде «Искусство лжи» повествовал еще об одном способе, использовавшемся для обмана последователей и запугивания врагов. В зале для приемов Хасан распорядился вырыть яму. В нее помещали человека, которого, как было известно всем в Аламуте, накануне приговорили к смерти на плахе. Глубина ямы была такой, что голова и шея осужденного возвышались над полом. Вокруг шеи приговоренного смыкали две скрепляющиеся половины большого золотого блюда, которое поливали кровью так, что казалось: на блюде лежит отрубленная голова. 

«Расскажи им, что ты видел после того, как тебе отрубили голову», - вопрошал сидевший на троне Хасан. И «отрубленная голова» начинала расписывать красоты и прелести рая.

«Я оживил его голову для того, чтобы он рассказал вам о том, что вас ждет в загробной жизни, - объяснял Старец Горы. - Вы хорошо знали этого человека при его жизни и только что убедились, как он счастлив после моего суда над ним. Пророк завещал нам, что тот, кто будет ревностно служить Аллаху, даже если он в чем-то и ошибался, отправится в рай. Если все вы докажете преданность Аллаху и будете беспрекословно выполнять все мои приказы, вас ожидает такая же счастливая участь». 

После этого представления несчастному, которому за участие в спектакле обещали прощение, отрубали голову и выставляли ее на всеобщее обозрение, чтобы рассеять всякие сомнения в правдивости и всемогуществе Старца Горы. 

Желающих поступить на службу к Хасану было много. Но отбирались только самые убежденные, самые крепкие и отчаянные юноши-добровольцы. Иногда Хасан покупал детей у нищих родителей и воспитывал их в духе слепой преданности и беспрекословного повиновения, внушая, что смерть по его приказу - прямой путь в рай.

Ученик давал клятву, что никогда не изменит идеям исмаилитов и тем тайным заповедям, которые ему открыты. Его проверяли, насколько глубоко он усвоил эти идеи, предлагали подумать над значением слов пророка: «Рай покоится в тени мечей». Смысл этого изречения был таков: будущий ассасин должен быть готов отдать жизнь за идею.

Для успешного выполнения задания смертников готовили долго и тщательно. Они изучали иностранные языки и даже актерское мастерство. В случае необходимости могли до неузнаваемости изменить внешность. В зависимости от поставленной задачи умело преображались в дервишей, солдат, торговцев, лекарей. 

Неизвестно, насытился ли сполна кровью Старец Горы, но прожил он до 90 лет и умер в 1124 году. Владыка успел назначить себе преемника, которым стал Хасан Второй, за свои деяния получивший в народе прозвище Ненавистный. Он объявил себя богом, а своего сына, которому впоследствии передал власть в ордене, назвал Мухаммедом Вторым.

Смерть основателя ордена вначале не повлияла на дальнейшую судьбу организации, настолько ее структура была продуманной и четкой. И при новых старцах гор ассасины продолжали свои злодейские действия, расширяли территорию влияния, захватывали и строили новые горные крепости. Казна ордена пополнялась в значительной степени за счет совершения заказных убийств, захвата заложников с последующим получением выкупа за их освобождение. 

Но настало время возмездия: кончилось терпение у ближних и дальних соседей ассасинов. В 1256 году к скале Аламут подошли монголы под предводительством потомка Батыя хана Хулагу. Главные оплоты - крепости Аламут и Меймундиз, были взяты штурмом, и почти все их обитатели перебиты. Оставшиеся в живых ассасины ушли в глубокое подполье. 

Только в 1260 году египетскому султану удалось сдержать монгольское нашествие. Со временем он вернул ассасинам их былые владения и начал использовать секту в своих целях. Путешественник Ибн-Батута, побывавший в Персии в XIV веке, писал, что ассасины стали «стрелами, при помощи которых султан Египта поражает своих врагов». 

Хитрости Хасана ибн Саббаха и его последователей так и остались бы историческим преданием, если бы мир в нынешнюю эпоху не столкнулся с исламским джихадом, а в последнее время и с беспощадным исламским терроризмом.

Считается, что след ордена ассасинов затерялся в глубине веков. Однако историки с документами в руках утверждают, что монголы, положившие конец их процветанию, завоевали не все крепости. Они просто не смогли отыскать их среди глухих ущелий. Факты свидетельствуют, что потомки и последователи страшных фидави еще столетия спустя наводили ужас на владык мусульманского и христианского мира. В середине XVIII века британский консул в Сирии сообщал в Лондон, что потомки ассасинов по-прежнему живут в горах и «нет такого варварского и отвратительного преступления, которое не совершили бы по приказу своего лидера эти проклятые убийцы...» Приблизительно в то же время один из французских исследователей Востока обнаружил на Иранском нагорье, в далекой труднодоступной горной деревне между Тегераном и Исфаганом потомков ассасинов, все еще почитающих своего предводителя богом.

Небезосновательна версия, что уцелевшие ассасины перебрались в Индию и стали последователями страшной богини Кали. Именно они основали там касту наследственных убийц таги (обманщики, душители) и фансигаров (душители). Эти преступники выслеживали состоятельных путешественников, душили их с помощью своей головной повязки и грабили. В довершение они потрошили и расчленяли тела убитых. Причем в обычное время это были простые ремесленники и крестьяне. Но по определенному сигналу они уходили из своих деревень и в течение нескольких недель занимались убийствами и грабежом. И не для личного обогащения, а во исполнение священной миссии почитания жестокой богини Кали. 

Уже в ХХ веке традиции ассасинов пытались возродить различные тайные организации, бандитские группировки и вооруженные формирования. В девяностых годах так называемый борец за чистоту ислама, а попросту узбекский уголовник Джума Намангани установил в отряде головорезов порядки, бытовавшие в свое время в крепости Аламут. Его наманганский батальон примкнул к вооруженным бандам антиправительственной таджикской оппозиции. Он внушал своим моджахедам, что погибнуть за торжество ислама, с именем Аллаха на устах - великая честь: шахид-смертник, мученик ислама мгновенно попадает в рай. В одной из памирских пещер у Джумы, как когда-то у Хасана, был свой образцовый рай. Обкурившиеся гашиша, одурманенные наркотиками вкушали земной рай с морем вина и в окружении проституток. 

Верным последователем средневекового Хасана ныне выступает саудовский миллионер Усама бен Ладен. Он стал основателем новой воинствующей идеологии исламского подполья, и его самого нередко называют исламским меченосцем. 

В его мощной террористической организации, названной «Основа», нет четкой структуры. Но она проводит свои акции по примеру средневековых фанатиков.

Прижизненных льгот у ладенских ассасинов-камикадзе не так уж и много: повышенный оклад и отпуск. Зато посмертные привилегии включают причисление к лику святых и... повышение на одну ступень в звании. Конец многих из них - печально известный. Возмездие для остальных - неотвратимо.
 

Юрий Супруненко, 
научный сотрудник Института географии РАН
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Симпатичные индивидуалки проститутки Нижнего Новгорода | Ласковые проститутки Томска