Книга книг
Царь Ирод: великий и ужасный

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов». Евангелие от Матфея (2:16)


Во времена владычества римлян Святой землей управляли цари из Идумеи (засушливой области южной Палестины на западном берегу реки Иордан). Идумеянином был и Ирод I Великий, чье имя сделалось нарицательным.

Ирод родился около 73 г. до н.э. Он был вторым сыном Антипатра, которого Юлий Цезарь назначил надзирателем Иудеи. В составе обширной Римской империи эта провинция считалась третьеразрядной и управлялась прокуратором Сирии.

Дабы упрочить власть, Антипатр в 47 г. до н.э. поставил старшего сына Фазаэля наместником Иерусалима, а Ирод получил должность управителя Галилеи. Властолюбивый и жестокий, он ознаменовал свой приход казнью приверженцев хасмонейской династии. В реляциях, направленных прокуратору Сирии, потомки героев-освободителей характеризовались как шайка разбойников. Казнь вызвала одобрение римлян и яростное негодование иудеев. Они предъявили Ироду обвинение и вызвали его на суд синедриона. Ирод постарался заручиться поддержкой римского наместника Секста, который, ко всему прочему, приходился родственником самому Юлию Цезарю.

Казалось бы, силы были заведомо неравны, но в Риме чтили закон и старались не вмешиваться во внутренние дела своих ставленников. Поэтому иудеи обратились к первосвященнику Гиркану II, с чьим мнением не могли не считаться ни сам Ирод, ни его римские покровители. Недаром Цезарь пожаловал его титулом этнарха - по сути, правителя народа. Именно на этом и был сделан упор в петиции:

«Как долго будешь ты еще наблюдать? Разве не замечаешь ты, что Антипатр и его сыновья сосредоточивают в своих руках всю власть и оставляют еще тебе только имя царя? Вопреки этому ты не имеешь права быть слепым, воображать самого себя вне опасности, если ты относишься так легкомысленно к себе и к государству. Потому что Антипатр и его сыновья не являются твоими управляющими, как ты, может быть, обманчивым образом себе внушаешь, но их считают реальными властителями. Ирод казнил Езекию и его товарищей совершенно противозаконным образом. Ибо закон категорически запрещает предавать казни пусть даже преступного человека до того, как он присуждается к смерти синедрионом. И все же Ирод пошел на это без твоих полномочий».

Гиркану не оставалось ничего иного, как призвать Ирода к ответу. Этого требовал его авторитет первосвященника. Ирод был вынужден подчиниться, но прежде чем предстать перед судьями, вручил Гиркану послание Секста. Прокуратор прямо указывал, что обвинение в убийстве следует снять.

Зная непримиримое отношение к делу синедриона, первосвященник оказался в трудном положении. По зрелому размышлению, он порекомендовал Ироду скрыться, а процесс приказал отложить на неопределенное время. Секст приютил беглеца и дал ему место в своей администрации.

Однако судебное производство, хоть и со скрипом, но шло своим чередом. В любую минуту обвиняемого могли призвать к ответу. И Ирод решил нанести упреждающий удар. Собрав войско, он двинулся к Иерусалиму. Этому способствовали судьбоносные события в Риме: трагическая смерть Юлия Цезаря и возвышение Кассия Лонгина - одного из убийц. Именно из его рук Ирод и получил в полное управление Сирию, сухопутные силы и флот.

Трудно сказать, чем уж так полюбился Ирод римлянам, но сподвижник Цезаря Марк Антоний возвел его в сан тетрарха - царственного властителя четвертой части страны.

Иудеи бурно отреагировали на вероломное попрание внутреннего самоуправления и провозгласили царем Антигона - последнего из хасмонеев, за которым стояло Парфянское царство.

Потерпев поражение, Ирод бежал в Рим, а его брат Фазаэль был брошен в темницу, где и скончался.
Но могла ли маленькая страна долго устоять против величайшей из мировых империй? Разделив между собой Восток и Запад, бывшие соправители Антоний и Август готовились к войне с Парфией. На заседании сената Антигона объявили «врагом римского народа». В противовес ему царем Иудеи был провозглашен «друг Рима» Ирод. С помощью римских легионов он в 37 г. до н.э. разгромил парфян и, овладев Иерусалимом, казнил Антигона. Вопреки опасениям иудеев в истерзанной междоусобицами стране на 30 с лишним лет воцарился мир.

Одержимый страстью к архитектуре, Ирод отстроил крепость Масаду, города Себасту и Кесарию, где было создано величайшее портовое сооружение древнего мира. Но главной заслугой царя стала реконструкция Иерусалима. Над храмовой площадью он воздвиг цитадель, которую по имени своего покровителя нарек Антонией. В северной части города построил новый квартал с цирками и театрами, значительному улучшению подверглась система водоснабжения. Подлинным триумфом градостроительства явилась и генеральная перестройка Храма. В новом облике Дом Бога единого превзошел шедевр, созданный царем Соломоном. Стена Плача - главная святыня Израиля - это все, что осталось после разрушения римлянами этого Второго храма.

Пока в надежде завоевать популярность в народе царь-узурпатор упивался архитектурными изысками, Римская империя переживала бурные времена. После битвы при Акциуме между Антонием и Августом Ирод встал на сторону победителя. Тем более что вместе с Антонием потерпела поражение и его жена Клеопатра. Египетскую царицу, домогавшуюся власти над Иудеей, он боялся и ненавидел. Все, таким образом, складывалось как нельзя лучше: Антоний закололся мечом, Клеопатра приставила к груди ядовитую змейку, а Август наградил сметливого Ирода властью над новыми областями.

В благодарность Ирод поспешил построить в Иерусалиме ристалище и ввести игры по римскому образцу. Его двор, где, казалось, древняя библейская мудрость сочеталась с эллинским свободомыслием, блистал невиданной роскошью. Однако за чисто внешним великолепием скрывались кровавые преступления.
Личная жизнь Ирода была непрерывной полосой злодеяний и скандалов. Циничные выходки безнравственного самодура, ухитрившегося десять раз вступить в брак, стали подлинной притчей во языцех. Мариамну, одну из своих многочисленных жен, он умертвил вместе с сыновьями Александром и Аристобулом, а всего за пять дней до смерти послал на казнь и своего первенца Антипатра. Казалось бы, на фоне римской истории преступления Ирода вполне могли кануть в Лету. Возможно, так бы и случилось, если бы в период его правления не родился Христос.

Вдумаемся в глубинный смысл стихов первого из четырех Евангелий: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский?..» Евангелие от Матфея (2:2, 3)

Выбор места предопределен. Тысячелетием ранее в Вифлееме родился царь-псалмопевец Давид, из «ветви» которого, согласно древним пророчествам, должен был происходить и Христос-Мессия. Иосиф - плотник, формальный супруг Девы Марии, как раз и принадлежал к дому Давидову. Поэтому ему и Марии, как того требовала римская перепись, пришлось отправиться в город пращуров. Именно так объясняет Лука приход туда святого семейства. Согласно Матфею, Ирод тайно призвал к себе волхвов, чтобы хитростью выведать у них время появления на свет Спасителя мира:

«И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня...»

В страхе за свою власть чужеземец на престоле великих царей Давида и Соломона отдал приказ истребить в пределах Вифлеема всех младенцев мужского рода от двух лет и меньше.

Известный римский историк Иосиф Флавий ненавидел Ирода, но о столь ужасном событии, как избиение младенцев, не упоминает ни единым словом. Могло ли такое случиться на самом деле?

Перекличка Евангелий со священной книгой иудеев, Торой, настолько очевидна, что невозможно не усмотреть здесь прямого заимствования. Описывая горе безутешных матерей, Матфей явно пребывал под влиянием строк, написанных пророком Иеремией, скорбевшим об участи детей, угоняемых в Вавилон Навуходоносором. Волхвы откровенно ссылаются на Ветхий Завет: «И ты. Вифлеем, земля Иудина... из тебя произойдет Вождь, который упасет народ мой Израиля».

Рождение Иисуса выглядит, таким образом, как исполнение древних пророчеств. Не отсюда ли и своего рода воскрешение легенды о младенцах? Ведь еще фараон вознамерился таким путем погубить Моисея.
Все бы ладно, если бы не расхождения между свидетельствами Матфея и Луки.

При Ироде, «друге римлян», не могло быть никаких имперских переписей. Ни Август, ни Тиберий не посягали на прерогативы вассальных царьков. Перепись начали проводить лишь с установлением нового статуса, когда Иудеей и Самарией управлял римский прокуратор.

Такое событие состоялось только в 6 или 7 г. н.э. при прокураторе Квиринии, т.е. после смерти Ирода и, по меньшей мере, через 10-11 лет после рождения Иисуса. Поэтому ни о каких младенцах от двух лет и младше не могло быть и речи.

Евангелист Лука подтверждает, что перепись «была первою в правление Квириния Сириею». 
Противоречие между двумя Евангелиями налицо.

Ни об избиении, ни о бегстве в связи с этим в Египет у Луки вообще не сказано ничего. Напротив, там говорится, что младенца Иисуса «принесли... в Иерусалим, чтобы представить перед лицом Господа».
Совершенно очевидно, что козни Ирода Великого Иисусу не угрожали. На троне сидел уже его наследник - Ирод Антипа. Покойный венценосец - бесспорно изувер и душегуб - казнил жену, тещу, трех сыновей и многих родичей, но в так называемом избиении он повинен не более, чем фараон во времена египетского плена.

За полгода до смерти Ирод отправился на лечение в Иерихон. Пошли слухи, что ненавистного правителя уже нет на свете. В Иерусалиме началось народное ликование. Несколько молодых людей бросились к храму и низвергли золотого орла, установленного царем в знак преданности Риму. За это они поплатились жизнью. В ночь после их казни состоялось лунное затмение. Астрономы подтверждают, что это случилось 12 марта 4 г. до н.э. В тот самый год, когда умер Ирод. Доконавший его недуг традиционно истолковывается как Божья кара. Английский историк и проповедник Ф.Фаррар писал, что царь «умер от омерзительной болезни, которая в истории встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями».

Попытку установить более точный диагноз предпринял А.П.Чехов, который, как известно, был не только знаменитым писателем, но и врачом. Долгое время благодаря ему считалось, что смерть Ирода наступила от осложнений, вызванных гонореей. Однако уже в наши дни профессор Д.Хиршманн из Вашингтонского университета назвал иную причину. Внимательно изучив сохранившиеся описания последних дней жизни царя, он пришел к выводу, что могло иметь место хроническое поражение почек, осложненное воспалением полового органа. В медицинской литературе описано около 500 случаев подобного синдрома.

Отравленная кровь, ударив в мозг, вызвала приступ безумия. Перед самым концом Ирод приказал сестре казнить, едва он испустит дух, множество самых видных в стране людей. «Дабы не умереть мне неоплаканным», - были последние слова тирана.

Предсмертная воля, по счастью, исполнена не была. Когда весть о кончине достигла Рима, Август ограничился короткой репликой, вошедшей в анналы: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном».
Иосиф Флавий подробно описывает пышную церемонию похорон, состоявшихся в вифлеемской крепости Иродион. Сравнительно недавно там были обнаружены несколько богатых захоронений, однако останков царя не нашли.

Тем не менее, опираясь как на исторические источники, так и на евангельские сказания, удалось воссоздать более-менее полную биографию тирана, само имя которого стало олицетворением зла.
 

Еремей ПАРНОВ
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"