Дорога к храму
Крест животворящий

Как правильно выбрать для ношения символ веры?

Сейчас, когда храмы предлагают верующим множество разнообразных крестов, часто непривычной формы, многих это смущает. Возникает неизбежная мысль: а соответствует ли предлагаемое православному канону? Вот почему знание о том, какие формы крестиков являются каноническими, какова их символика, как вообще следует обращаться с нательным крестиком, безусловно необходимо каждому верующему человеку.


Прежде всего следует помнить, что нательный крестик - это ни в коем случае не ювелирное украшение, каким бы красивым он ни был, из какого бы драгоценного металла его ни отлили. Это - зримый символ христианской веры с очень древней традицией. Потому-то и бывают кресты столь разнообразных форм - в зависимости от времени и места изготовления. На их форму действительно следует обращать внимание в первую очередь - насколько она соответствует православной традиции.

Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Тульского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается.

В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя.

Восьмиконечный крест - самый распространенный в России, традиционный для нее. Вот как он выглядит. Над средней, самой длинной перекладиной этого креста находится короткая перекладина, а под ней - короткая косая, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский», нижняя - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором реально был распят Иисус, поэтому он уже не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов его означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Тот конец, который указывает вверх, - символ пути в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что c его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на нем изображен распятый Христос, крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик издревле считался самой мощной защитой от всякого зла - как видимого, так и невидимого.
Семиконечный крест. Верхняя перекладина одна и косое подножие, имеющее глубокий мистический и догматический смысл.

До пришествия Христа священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, который освящался, как это и сейчас делается у христиан, через миропомазание. Значит, крестное подножие - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя, добровольно заплатившего своей смертью за чужие грехи. Подножие Святого креста открывает одну из его таинственных сторон. У пророка Исаии, за сотни и сотни лет до рождения Христа, читаем, как говорит сам Господь своему избраннику: «Прославлю подножие ног Моих» (Исх. 60, 13).

Семиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма, подобные кресты воздвигались на куполах русских храмов. И именно такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Шестиконечный крест. Это - тоже один из самых древних русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что «между двоих разбойников мерило праведное обретется». Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что «сегодня же» он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

Крест четырехконечный, каплевидный. Такой крестик - одна из любимых христианами и распространенных у них форм. Крестное дерево Христос окропил своей кровью, тем самым навеки придав кресту его силу. Капли крови Искупителя и символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.

Существовали наперсные кресты такой формы и нательные. Очень часто каплевидный крест использовался для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится, например, греческое Евангелие XI века, титул которого украшен очень тонко исполненным каплевидным крестом.

Крест «Трилистник». Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда - с шишечкой на каждом из них.

Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из «Российского гербовника» известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты-трилистники входили также в гербы Троицка Пензенской губернии, Чернигова, Спасска Тамбовской губернии.

Простой четырехконечный крест с удлиненной нижней частью. Символизирует в первую очередь Божье долготерпение по отношению к человеку. Тот, кто его избирает, как бы заранее просит Бога проявить по отношению к нему и его грехам терпение, подобно псалмопевцу и царю Давиду, моля своего Создателя: «Отврати лицо Твое от грехов моих...» (Пс. 50, покаянный). Молит о том, чтобы Господь послал ему смирения. Такие кресты впервые появились в III веке в римских катакомбах, где собирались для богослужения христиане. Крест такой формы и сейчас употребляют некоторые восточные православные церкви.

Стойка этого креста значительно длиннее, чем балка. Стойка и балка пересекаются так, что два горизонтальных плеча и верхняя вертикальная часть одинаковы по длине. Этот крест - чистый символ страданий Спасителя. Сильным толчком для почитания прямого изображения креста в свое время послужило обретение матерью святого царя Константина, равноапостольной Еленой, Честного Животворящего Креста, на котором был реально распят Иисус Христос.

Такой крест - самый распространенный на христианском Западе, и нередко ревностные почитатели «восьмиконечия» его не признают. В этой связи нелишне будет напомнить слова, сказанные о кресте святителем Дмитрием Ростовским: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Тем не менее православным верующим необходимо знать, чем отличается любое православное распятие от католического.

Правила Тульского собора, упомянутого вначале, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.
Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

Изображение распятого Христа, сходное с католическим, встречается иногда и на православных крестах, особенно часто - в XVIII-XX веках, то есть в наше время тоже. Так же, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа...

Естественно, что православное благочестие требует ношения православного креста, а не католического, нарушающего догматические основы православной веры. Поэтому, если верующий россиянин приобретает крест с изображением распятого Иисуса Христа, именно на упомянутые детали отличия и должен он обращать внимание. Повторим их в этой связи еще раз: раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью тела; ноги - не скрещенными, пригвожденными двумя гвоздями, а не одним; терновый венец отсутствует - так же, как и иные анатомические подробности.

Что же еще следует знать о нательном крестике?

Нужно сказать, что с ним связано одно стойкое суеверие: найденный крестик якобы нельзя не только подбирать, но и брать в руки, иначе «примешь на себя чужую судьбу и чужие грехи». Разумеется, это ложь, поскольку судьба человека складывается из двух составляющих: промысла Божьего о нем и свободы выбора самой личности. Проще говоря, того максимума, которого обоснованно ожидает Творец от данного человека, и того, условно говоря, «процента» от своего максимума, который сам человек дает Богу в силу правильного или неправильного выбора... Максимум воплощают святые, ничтожный минимум - те, на чьей совести нераскаянные грехи, которые они таковыми не считают. Так что же на самом деле следует делать с найденным случайно нательным крестиком, который кто-то потерял?

Его можно держать дома, можно отдать в храм или тому, кто в нем нуждается. В любом случае, если вы хотите его носить, найденный крестик необходимо освятить в церкви.

Иногда (все из тех же суеверных побуждений) спрашивают: можно ли дарить нательный крест? А вдруг вместе с ним подаришь новые скорби и искушения?.. Мысль об этом - ложная, поскольку крестоношение в символическом смысле Бог дает каждому свое, у каждого из нас свой путь в этой жизни и свои испытания. Так что дарить нательный крестик, безусловно, можно.

Если при этом вы при вручении крестика близкому человеку скажете, что уже освятили его, получающему такой подарок будет приятно вдвойне...
 

Подготовила Мария ВЕТРОВА 
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"

cмотреть порно | смс интернет рассылка | бритые киски | На корабле много, порно флеш игры на сайте http://www.sexsik.com.