Сплошь и рядом
Рубль в обмен на льготы

решило дать старикам и инвалидам наше правительство. А зачем?

Редкую расторопность проявили правительственные чиновники - всего два месяца потребовалось им, чтобы выработать механизм замены льгот денежными компенсациями. При этом не может не возникнуть множества вопросов как о происхождении этой идеи, так и о способах ее реализации. И, очевидно, прав был президент страны, обратившись к разработчикам проекта: «Первый вопрос - зачем?»

С точки зрения чиновников, сейчас в регионах нет даже возможности предоставлять льготы всем, кому они предназначены юридически. Поэтому льготники от этой реформы только выиграют, считает министр труда и социального развития РФ Михаил Зурабов. Он ссылается на свои консультации с общественными объединениями. Но реакция тех, о ком так печется министр, однозначна - лучше копеечная синица в руке, чем рублевый журавль в небе. Тем более что пока все нововведения в социальной сфере не отличаются очевидной полезностью для малообеспеченного населения.

Итак, что же несет «натурализация» льгот?

Полностью заменить бесплатные услуги выплатой денег правительство собирается с 2005 г. в четырех видах льгот: проезд на городском транспорте и пригородных электричках, лекарства и санаторно-курортное лечение. Размер компенсаций будет рассчитан следующим образом: для Героев Советского Союза и России прибавка к пенсии может составить до 3500 руб. в месяц (их нынешняя пенсия вырастет на 75% ), для инвалидов Великой Отечественной - 2000 руб. (+45-50% ), для участников войны - 1500 руб. (+55% ), для инвалидов I группы - 1400 руб. (+66% ), II группы - 1000 руб. (+64% ), III группы - 800 руб. (+79% ), для инвалидов с детства - 1000 руб. (+74% ). Суммы доплат В. Путин порекомендовал правительству индексировать раз в год. Средняя прибавка к пенсии составит 1090 руб. в месяц. Но рассчитывать на эту сумму льготники смогут, лишь полностью отказавшись от бесплатных благ, которые они сейчас получают. В качестве альтернативы им предложено купить от одной до четырех отменяемых льгот. Допустим, инвалиду нужны лекарства и санаторий, но он не передвигается, тогда он из соцпакета выберет только то, что нужно. Однако стоимость соцпакета не равна стоимости компенсации и составит 300 - 600 руб. в месяц для всех четырех льгот в зависимости от региона.

А теперь подсчитаем, как выплаты покроют нынешнюю льготную месячную экономию российских бедняков. Допустим, инвалид III группы бесплатно пользуется городским транспортом, - единый проездной стоит в пределах 700 рублей. Льготный проезд на пригородных маршрутах сберегает у него минимум 200. Санаторно-курортное обеспечение - 6000 в год. О стоимости лекарств, без которых инвалиду, как без воздуха, говорить трудно, но любой провизор скажет, что в ежемесячную тысячу рублей вписаться будет сложно. Вот и выходит, что инициаторы замены намерены почти в три раза поприжать в рублевом выражении нуждающихся.

Кроме всего прочего, центр возьмет на себя оплату льгот не для всех, а лишь для 13 млн. (из 21 млн.) сегодняшних льготников. Что будет с остальными 8 млн., догадаться несложно: они наверняка останутся наедине со своими проблемами.

К тому же реформа, как видно, рассчитана в основном на заслуженных и весьма больных льготников. Но миллионы наших стариков живут в сельской местности. Им оформить инвалидность или иное свое льготное положение - практически невозможно. Порой они даже не знают, как это сделать. Они-то и живут не просто за чертой бедности, а за пределом человеческого выживания.

Возникает предположение, что реформа эта нужна для каких-то других целей. В общем-то, никто из ее авторов и не отрицает: монетизация льгот позволит поддержать расшатанные системы здравоохранения и транспорта. Бюджеты хронически не оплачивали им потребляемые льготниками товары и услуги. Некоторые эксперты считают, что посредством новых - рублевых - льгот министр труда и социального развития Михаил Зурабов намерен возместить за счет бюджета свои былые промахи с государственным пенсионным фондом.

Как бы там ни было, ряд независимых экономических экспертов сомневаются в эффективности предлагаемых мер. Они полагают, что сначала надо бы инвентаризировать все льготы, отделить от них необоснованных пользователей и только потом переводить льготы в денежную форму. И уж если начинать замену, то не с самых обездоленных людей, а с граждан, имеющих более высокие доходы, чтобы сэкономить за их счет.

Есть и еще одна точка зрения: правительству следовало не заменять рублем льготы, а обеспечить возможность персонального получения конкретных социальных услуг именно нуждающимися.

По предварительным подсчетам, льготные выплаты обойдутся бюджету в 170 миллиардов рублей. Правительство уверено, что сегодня деньги найдутся. Но это, даже с точки зрения некоторых обитателей российского Белого дома, значительно сократит профицит бюджета. А ведь он фактически складывается за счет высоких цен на нефть. Упадут цены - рублевое наполнение льгот сразу же превратится в «пшик». Это, мягко говоря, ставит под сомнение оправданность всей затеи.

Хорошо, что хоть отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на год. За это время много и воды, и нефти успеет утечь. Но утекут ли с подобной неизбежностью тревоги и обиды россиян, вызванные социальными нововведениями нанятых ими чиновников? Вряд ли. Особенно если вместо взвешенных расчетов в их основе будут лежать лукавые намерения.
 

Владимир СОСНИЦКИЙ
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100