Мир Интернета
Молодёжь уходит в ... готы

Новые «глюки» виртуальной реальности

Что нужно современной, не обремененной семьями и детьми молодежи в свободное от учебы и работы время? Разумеется, общаться. Или, говоря нынешним языком, тусоваться. Как, собственно, это было и во все времена. Но нынче не обязательно тратить время на поездки к друзьям и деньги на посещение разного рода заведений. Гораздо чаще юноши и девушки 15-25 лет предпочитают общаться виртуально.

Это неудивительно, ведь компьютерных пользователей сегодня масса. И, разумеется, все, у кого есть возможность, давно изучили и освоили Интернет. А в электронной Сети при желании каждый может подыскать себе тусовку, соответствующую его интересам. То есть найти тех людей, которые поддерживают и разделяют его взгляды, увлечения, жизненное мировоззрение. Что не всегда и не всем, между прочим, удается в реальной жизни.

В последнее время в российском Интернете появилось и стало набирать популярность новое направление - «готика». Что же это за явление?

Мерилин Мэнсон указывает путь

Как и многие другие веяния, мода на «готов» пришла к нам из-за бугра: из Европы, скандинавских стран и Америки. Там история этой молодежной субкультуры насчитывает уже два десятилетия, а берет начало от панков. Вобрав в себя отдельные элементы панковского имиджа (кожаные «прикиды», шипованные ошейники и браслеты, пирсинг булавками и кольцами), со временем «готика» получила дальнейшее развитие, выделившись во вполне самостоятельное направление.

Прежде всего юноши и девушки сформировали свой стиль. Они стали носить кофты-сетки, накладывать на лицо грим, подводить глаза, делать маникюр - все было подчинено тому, чтобы скрыть свою сексуальную принадлежность. Так появились лица неопределенного пола. Их сексуальность уже не определяется так легко, с первого взгляда, как это происходит обычно в жизни.

В Россию «люди в черном» пришли прежде всего из музыки. На отечественном музыкальном рынке первыми представителями «готической» субкультуры были Мерилин Мэнсон и продюсировавшая его группа «Nine Inch Nails». Затем зрители познакомились с Вилле Вало из «HIM», с Александром Бардом и его проектами, с Лаури Илоненом, более известным у нас как «The Rasmus». И трудно сказать, смогли бы эти исполнители добиться популярности, если бы они не внесли в свой артистический имидж элементы театральности, присущие «готической» эстетике. Чего только стоят вставные линзы, черные губы и меховые боа Мэнсона! А прическа «а-ля взрыв на макаронной фабрике» Лаури Илонена с украшениями из вороньих перьев! А жабо, воланы, расшитые камзолы Александра Барда!..

По заветам Дракулы

Поэзия, наиболее близкая «готам», - это Байрон, из прозаических авторов - Эдгар По и Кафка, от них к байроновской мистике и романтике добавилась философия. К литературной «готике» второй волны можно отнести литературу «мрачной» романтики - Ремарк («Триумфальная арка», «Черный обелиск»), Оруэлл («1984»), Хемингуэй («Острова в океане», «По ком звонит колокол»). И так называемую экзистенциальную литературу - Сартр («Стена»), Камю («Чума»).

Особенно в «депрессивной» литературе выделяется «вампирская» тематика. Поклонники этого жанра до дыр зачитывают произведения писательницы Энн Райс. Ее самый известный роман «Интервью с вампиром» был экранизирован, а главных нетопырей в нем сыграли голливудские звезды Том Круз и Брэд Питт.

В кино «готика» продвигается прежде всего усилиями режиссера и продюсера Тима Бартона (фильмы «Битлджюс», «Эдвард Руки-Ножницы»). Среди прочих лент особым почетом пользуются черно-белые ужастики про Носферату и графа Дракулу. Самой культовой картиной и настоящим учебником для начинающих «готов» остается фильм «Ворон» с Брендоном Ли в главной роли.

Заглянуть в лицо смерти

Главной характерной чертой представителей «мрачного» мира является пристрастие к черному - в одежде, обуви и даже макияже. При этом нарочито выбелено пудрой лицо. Длинные волосы цвета вороньего крыла, тяжелый мрачный грим, светлая, как бумага, кожа и мучительная грусть во взгляде - вот стандартный облик «гота» (неважно, юноши или девушки). И именно так они выглядят на наших улицах.

Внешний облик является живой иллюстрацией «темного» мировоззрения, ведь отстраненная депрессия - главный лейтмотив мыслей приверженцев этой субкультуры.

Особый интерес у «черной молодежи» ко всему сверхъестественному - мистике, эзотерике, оккультизму. Он проявляется в ношении магических символов, в элементах одежды, изучении магических таинств. Юноши и девушки носят украшения с гробиками, черепами, изображениями летучих мышей. Ими изобилуют сотни готических страниц в Интернете.

Поклонники Сатаны?

«Готика» сама по себе не привязана к какой-либо религиозной доктрине. Есть немало неверующих обитателей «мрачного» мира, но немало и приверженцев привычных конфессий и более современных (или наоборот, древних) учений. Впрочем, христиане здесь находятся в меньшинстве. Больше всего язычников и сатанистов. К язычникам можно отнести последователей оккультных традиций викканцев, друидов, одинистов, телемитов, теософов, ариософов. Что касается сатанистов, то в «готику» чаще уходят люди, привлеченные внешними проявлениями мрачного сектантства, но не являющиеся истинными сатанистами.

Значительный процент молодежи, называющий себя приверженцами этой субкультуры, - всего лишь «псевдоготы». То есть юноши и девушки, которые носят все черное лишь потому, что это круто, украшают себя амулетами, поскольку это стильно, принимают меланхоличный вид, потому что это модно. По большей части играют в «готику» подростки 14-17 лет. Вырастая, они воспринимают недавнее свое увлечение просто как нечто забавное, что случилось в их жизни.

Куда серьезнее обстоит дело с приверженцами истинными. Есть несколько основных причин, которые подталкивают людей уйти из реального мира.

Чаще всего в «мир депрессии» погружаются, разочаровавшись в любви, а как следствие этого - в жизни. Непонимание родителей или окружающих - тоже частая причина ухода. Неразделенные интересы, неодобренные увлечения вызывают депрессию, и, как следствие, - желание найти себе подобных, тех, кто понял бы его страдания. Так подросток попадает к «готам».

Апатия - еще одно частое чувство «ушедших». Ведь тосковать и хандрить вместе куда легче, чем в одиночку.

Между собой депрессивная молодежь общается по большей части виртуально: через «свои» сайты, коих в Интернете (как российских, так и зарубежных) - сотни. Очень распространены форумы и онлайн-дневники, в которых публикуются «для всеобщего прочтения» мрачные мысли их авторов. Кроме того, юноши и девушки встречаются лично. На Западе, например, для них существуют специальные клубы. А в Москве практически еженедельно устраиваются готические вечеринки. Есть и пара излюбленных мест для дневных встреч. Правда, если прежде сюда приходили действительно те, кого можно было назвать настоящими «готами», то теперь тут можно увидеть лишь старающихся придать себе мрачный вид подростков. Общественной опасности они не представляют, однако прохожие стараются обходить подобные сборища стороной.

А вот истинные приверженцы «черного мира» бывают опасны. Например, на кладбищах. Кладбище, считают они, должно навевать печаль, вызывать спокойствие и умиротворение. Именно поэтому излюбленные места встреч и прогулок «людей в черном» - среди могил. К сожалению, части из них, исповедующей сатанизм, свойствен вандализм. И тогда то тут, то там мы узнаем о разрушенных памятниках, снесенных крестах, оскверненных могилах.

Между «готами» и настоящими сатанистами давно идет спор: кто наносит кладбищам больший вред? И те и другие утверждают, что истинные последователи своих течений вандализмом заниматься не будут, и обвиняют в нем «противников». На самом же деле уродуют надгробия, занимаются сексом на могилах, пишут ругательства на крестах и те и другие. Как и неофашисты, и антисемиты.

Пора бить тревогу?

И все же отметим один важный факт. «Готы» - это «люди в искусстве»: они пишут прозу и стихи, хорошо рисуют, сочиняют музыку. Но их творчество практически всегда обретает мрачные формы и потому не случайно, что основная тема произведений - смерть. Люди с некрепкой психикой в их среде нередко становятся в буквальном смысле жертвами: с каждым годом все больше случаев самоубийства среди депрессивной молодежи. В том числе в России.

К сожалению, у нас охотно поддерживают и пропагандируют «правильные» молодежные организации и почему-то не обращают внимания на альтернативные движения, которых значительно больше. И вступать в которые подросткам куда привлекательнее.

Остается удивляться: почему при сотнях российских «готических» сайтов в Интернете нет сайта хотя бы одного психолога, к которому те же юноши и девушки могли бы анонимно обратиться за помощью. А на массе форумов, где мамы и папы советуются друг с другом, как правильно воспитывать своих отпрысков, нет ни одного вопроса-сомнения: «А не живет ли мой ребенок в каком-то своем мире?» Все это печально. Ведь молодежь-то уходит... И не только в «готы»...
 

Ольга КАЗАКОВА
mailbox27@pochta.ru
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"