Как на духу

Вера ВОРОНКОВА: :

«Если женщина захочет изменить, она всегда найдет и место, и время...»

Актриса Вера Воронкова запомнилась многим нашим читателям по фильмам «Любовник» и «Время танцора». Она снялась в них с партнерами, о которых может только мечтать любая актриса: Басилашвили и Табаков, Равикович и Янковский... А мечтает ли о чем-то сама Вера?

- Соотносится ли как-то с вами популярная фраза - назавтра она проснулась знаменитой?

- Тут, знаете ли, все зависит от того, что вкладывать в это понятие. Меня, например, номинировали на премию «Ника». В то время я участвовала в проекте Центра Мейерхольда. По роли должна была уметь жонглировать шариками. Я - сумасшедшая, если мне что-то нужно, я обязательно научусь. И все бы ничего, но оказалось, что нужно жонглировать еще и палками. Сначала я подбила себе глаз. И тут - телефонный звонок: «Вы номинируетесь на «Нику», приезжайте». Не могу! «Ладно, давайте через три дня». Но и через три дня не получилось, - я упала в яму! Точнее в «колодец» на сцене. Наклонилась над ним, и вдруг у одного из моих партнеров палка туда и упала. Я понимаю, что без палки у партнера мизансцена не получится, и прыгаю за ней! Совсем не подумала, как буду выбираться. Наконец, меня оттуда извлекли. Однако вид у меня был совсем не для получения награды.

- Но награда в конце концов нашла героя?

- Героем оказалась не я. Ею стала Таня Лаврова. В конверте называлось ее имя.

- Что-то влияло на ваш выбор профессии?

- Вообще-то, я давно занималась в самодеятельности. На пуантах танцевала! Даже выступала в концертном зале «Россия». Наш педагог был фанатом своего дела, и от танцев мы перешли к балету, а потом и к театрализованным представлениям. Но потом нашу наставницу с работы выжили. Смешно, но даже на таком, любительско-клубном уровне, бушевали интриги, и талантливого человека просто «выдавили» из коллектива. Причем довольно быстро. А клуб назывался «Заря коммунизма». К счастью, я была уже отравлена театром. И перешла в театральную студию. А потом долго поступала в творческий вуз.

- Это был тяжелый период?

- Нет. Не приняли в Москве, ну и что? Поехала в Горький. Опять прокол. К чему унывать? Поступила уборщицей в Театр им. Моссовета. Я просто помешалась на женщинах этого театра! Влюбилась в Тенякову! Мы с подругой делали какие-то альбомы, посылали ей телеграммы... Как я понимаю сейчас, мы этим сильно ее доставали. В конце концов нас поймал ее муж Юрский, спросил: «Чего вы хотите?» - «Хотим стать актрисами». - «Приходите, я вас послушаю».

Подруга испугалась, а я пошла и услышала от мастера: «Что бы ни случилось, надо поступать!» Но я после этого еще два года поступала.

- И все эти годы работали уборщицей?

- Только первый. Потом стала администратором малой сцены, хотя оформили меня... пожарной. Поэтому следующие годы я и работала пожарной в Театре им. Моссовета. Самое интересное, что Юрский смотрел мой выпускной спектакль и глубокомысленно заметил: «Я помню Веру еще пожарной!»

- Значит, ваша первая специальность, записанная в трудовую книжку, - уборщица?

- Нет, мастер машинного доения. В нашей школе все мальчики были трактористами, а девочки - доярками. А затем уже - пожарная, и - сразу актриса МХАТа. Есть, конечно, еще и запись об институте. Надо сказать, что нас целая плеяда - таких актрис-пожарных-уборщиц. Многие стали уже звездами, поэтому имен называть не буду: может, они стесняются своего прошлого? Однако с удовольствием вспоминаю те годы. На малой сцене тогда шел спектакль «Фабричная девчонка». На эту сцену выносили восемь кроватей, а после спектакля они там и оставались. Собиралась наша компания уборщиц, и мы друг другу читали свои программы. А потом в этих декорациях спали, отчего это был наш любимый спектакль. Веселой у меня была юность...

- Вы до сих пор дружите?

- Никогда не дружили... Приятельствовали. В основном я с мужчинами дружила. Наверное, в моем подсознании, да и у других девчонок, прочно засело: мы - конкурентки! Но я вам, наверно, этим признанием Америку не открыла. А потом, в нашем возрасте дружба уже не может сложиться. Во всяком случае, настоящая. Я вам больше скажу, у меня была очень хорошая подруга, пока... Пока она не пришла работать в наш театр. Мы тут же перестали разговаривать. А до этого были не разлей вода! Недавно я ушла из театра, и мы снова дружим.

- По-вашему, дружить можно только с мужчинами?

- Как сказал Чехов, с мужчиной можно дружить только тогда, когда предполагаются любовные отношения. Или когда они окончились. Мой единственный, по большому счету, друг - бывший муж. Если кроме любви между людьми есть и дружба, то любовь, вполне вероятно, пройдет, но дружба остается.

Сейчас вообще все стало сложнее. Дружба может сложиться на уровне проекта: собралась компания на время съемок, подружились, но дальше все разлетаются по другим проектам. Так что если и есть друзья, то в основном они все из прошлого. К сожалению, и они разлетаются. Лучшая подруга живет в Америке. Другая ушла в бизнес...

Вот с женщинами, которые намного старше, дружить можно. Я дружу с Аллой Борисовной Покровской. Она (я очень ей за это благодарна) приютила меня у себя, когда я окончила институт. Целый год у нее жила. Наверно, если бы не она, я бы не справилась со всеми бытовыми трудностями, бесконечными скитаниями по наемным квартирам... Семь лет снимала жилье и знаю, что это такое. Потом жила в общежитии МХАТа. Это подвал, совсем как у Булгакова: смотришь в окно и видишь только обувь. Поэтому совершенно потрясающе звучали слова соседки по комнате, когда та ругалась со своим кавалером и кричала: «Гена, если ты меня оставишь, я выброшусь в окно!» Ко всему прочему, на окне была решетка.

- Грустно!

- Конечно, грустно. Но в жизни есть и более грустные истории. В моей жизни был очень странный проект. Я всегда восхищалась Котэ Махарадзе. И надо же, мне посчастливилось репетировать с ним его спектакль. Я должна была играть маму Софико Чиаурели! С тех пор прошло довольно много лет. Незадолго перед смертью Котэ у него побывала моя знакомая. Представляете, она привезла мне книгу Котэ с пожеланиями и автографом! Я даже успела позвонить ему и поблагодарить. Вот это действительно грустно.

- А у вас подруги роли отнимали?

- Подруги - нет. Однако с ролями такое происходит сплошь и рядом. Но когда ты уже заявляешь о себе, отнять у тебя что-то очень сложно. Поэтому я и люблю кино - нет постоянной труппы, а значит, и постоянных интриг. И антрепризы за это люблю.

- Ну а сами вы готовы за роль бороться, - жестко, невзирая ни на что?

- Не могу. И никогда не буду. Я не знаю, как бороться. Я уверена: то, что тебе предназначено судьбой, ты все равно сыграешь. Такое у меня уже было с фильмами «Время танцора» и «Любовник». Мне дали почитать сценарий, и я решила для себя, что мне хотелось бы сыграть. И вдруг, к моему удивлению, утвердили Чулпан Хаматову. Однако за три дня до съемок раздается звонок режиссера Абдрашитова: «У нас идея - попробовать тебя на другую роль». И он приглашает меня играть то, что мне понравилось с самого начала! Выходит, мысли притягиваются! Я получила то, что мне очень хотелось.

Или - история, связанная с «Любовником». На четвертом курсе мне посчастливилось поработать с Валерием Тодоровским. С тех пор десять лет подряд от своих подруг я слышала, как он меня любит! Как актрису, конечно. Но за десять лет он ни разу меня не позвал. И вдруг узнаю, что он будет снимать «Любовника», что у картины замечательный сценарий, замечательный подбор актеров - Гармаш, Янковский... И что вы думаете? Иду по Тверской, спускаюсь в подземный переход, а там у газетного киоска Тодоровский... Он уже давно пешком не ходит, а тут... Значит, судьба. Оказалось, что он как раз обо мне вспоминал.

- Быть красивой женщиной - тяжелая судьба?

- Никогда об этом не думала. Некрасивых женщин не бывает. Не зря говорят, что если женщина не стала красавицей к тридцати годам, она просто дура! О себе я, как о дуре, не думаю... Хотя при сегодняшнем уровне медицины стать красавицей совсем не сложно.

- В юности мальчики обращали на вас внимание?

- Обращали. Но это не было связано с моей внешностью, скорее с умом. А потом было не до мальчиков. Я ведь три года пыталась поступить в институт. Это было хорошей школой. Я - девочка из провинции - ничего не знала о культурном срезе того времени. Почему провинциалы пробиваются к месту под солнцем быстрее москвичей? Нужно отвоевывать каждый сантиметр!

- Замуж вышли рано?

- Мы учились в одном институте. Он - на курс младше. Его работа в спектакле меня потрясла! Я подошла выразить свое восхищение, но он просто буркнул что-то в ответ. И все. А потом произошла совершенно банальная история: нас утвердили в один фильм. Ничего эта картина нам не дала, кроме встречи!

- Долгих ухаживаний, по всей видимости, не было?

- Я сама за ним ухаживала.

- Но в итоге расстались...

- Да, но я снова попыталась наладить свою личную жизнь. Увы, и с другим мужчиной у меня ничего не получилось, потому что совместная жизнь с ним превратилась в борьбу. А я не выношу борьбы, когда дело доходит до выяснений, кто круче. Мне же понятно, что я. И ему это понятно... Зачем же жизнь превращать в поле битвы? Подчинить же меня - маловероятно. Более того, я этого не хочу. Жизнь у меня складывается так, что приходится все везти самой. В этом есть какие-то издержки...

- То есть вам помешала ваша успешная карьера?

- Конечно. И со следующим сожителем. Причем я настаиваю на этом слове. Он ревновал меня к работе!

- Он тоже был актером?

- Режиссером. Я не понимаю, почему он все время меня ревновал. Это глупо. Если женщина захочет изменить, то она всегда найдет для этого и место, и время. Для меня это загадка. Насекомых понять проще.

- Скажите, а родить ребенка в то время, когда еще не сложилась карьера... Это серьезный шаг?

- Мама помогала. А потом, в этот период я жила рядом с театром. Муж гулял с малышом в коляске, я прибегала, кормила дитя и убегала обратно.

- То есть сын у вас за кулисами родился?

- Нет, он не театральный ребенок. Он у меня закомплексованный. Гарри Поттер! И тоже в очках...

- Видимо, по вашим стопам не пойдет?

- Время берет свое. От компьютеров он оторвался и теперь играет в мюзиклах вместе с папой. А начиналось все с Марка Рудинштейна. Он выпустил спектакль «Праздник непослушания», и Ваня играет в нем Малыша. Честно говоря, я против.

- А кто настоял? Папа?

- Никто не настаивал. Его приглашали... Например, режиссер Грамматиков. Я очень люблю его детские фильмы, поэтому сына повела к нему - показать парня. Но... Сначала мы зашли на ВДНХ, и Ванечка не выиграл какую-то игрушку в автомате. Все! Никакие уговоры Грамматикова уже не помогли. Он и под столом перед Ваней сидел, и зайчиком прыгал... Мальчишка уперся: «Не хочу ни в какое кино!» И я перестала Ваню куда-то водить. А в прошлом году взяла его с собой получать зарплату в Театре Пушкина. Его увидели и захотели ввести в спектакль. Я сказала: «Он не хочет». И вдруг мой ребенок открывает рот: «Это ты не хочешь! Я уже давно хочу!» Впрочем, станет ли он артистом, я до сих пор не знаю.

- Судя по вашему тону, вы жизнью своей довольны?

- Пожалуй. Кроме того, что совершенно не умею обращаться с деньгами. Поэтому ремонт в доме делаю самостоятельно. Даже гонорары за участие в сериалах не помогают.

- А как вы к сериалам относитесь?

- Как сказал Олег Иванович Янковский, актер должен играть! И ведь есть замечательные актерские достижения, даже в сериалах.

- Выходит, вам в жизни хватает всего...

- Вы встречали таких людей? Лично мне не хватает ощущения влюбленности. Когда оно есть, работается легко...

- В общем, нужно выйти замуж?

- Совершенно не обязательно чувствовать влюбленность и стирать при этом кому-то носки. Нет, не хватает только влюбленности...

 

Беседу вел Рудольф СИКОРСКИЙ
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru